Кушубаева, С. Ибрай Алтынсарин. Путь развития образования на территории Аулиекольского района Костанайской области

ГУ «Аулиекольская школа-гимназия имени Султана Баймагамбетова

отдела образования акимата Аулиекольского района»

ИБРАЙ АЛТЫНСАРИН.

ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

НА ТЕРРИТОРИИ АУЛИЕКОЛЬСКОГО РАЙОНА

КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ.

Выполнила: Кушубаева Сауле, 8 класс

Научный руководитель:

Абильдинова Жанна Изтелеуовна

с. Аулиеколь, 2016 г.

Оглавление

Введение……….……………………………………………………………………..3

1. Ибрай Алтынсарин — человек в потоке времени……………………………..6

2. Истоки и становление народного образования на территории Костанайской области….…………………………………………………………………………12

3. Истоки и становление народного образования на территории Аулиекольского района.…………………………………………………………21

4. Заключение………………………………………………………………….…27

Литература………………………………………………………………………..29

Аннотация

Научный проект Ибрай Алтынсарин. Путь развития образования на территории Аулиекольского района Костанайской области состоит из введения, трёх глав, заключения, и списка использованной литературы.

Цель исследования:

Проследить путь развития образования на территории Аулиекольского района Костанайской области у истоков которого стоял Ибрай Алтынсарин.

Гипотеза:

если комплексно изучать историю развития народного образования, то возможно выявление новых сведений даст объективную оценку деятельности Ибрая Алтынсарина, при условии

  • использования дополнительной литературы,

  • связи изучаемого материала с современными реалиями.

Этапы исследования:

  • поиск и выбор литературы в исследовании данного вопроса;

  • консультация по данной теме с людьми, непосредственно занимающихся изучением и исследованием данного вопроса;

  • поиск и сбор информации о школах, открытых И. Алтынсариным, пополнение новыми сведениями материалы исследования;

  • исследование и сопоставление найденных материалов, и определение в них общего и особенного;

  • написание научно-исследовательского проекта.

Научный проект направлен на освещение исторического пути развития народного образования на территории Аулиекольского района у истоков которого стоял выдающийся педагог-просветитель. В теоретическом разделе раскрыт вклад в развитие образования Костанайской области Ибрая Алтынсарина. В аналитико-конструктивной части проанализирован процесс становления и развития образования на территории Аулиекольского района Костанайской области через архивные документы.

Введение

Удивительная прозорливость, педагогический талант, титаническая работоспособность, умение поставить на высоту учебно-воспитательный процесс в своих школах, тщательный отбор учебного материала по умственным и возрастным особенностям дают право считать Ибрая Алтынсарина зачинателем теории обучения и воспитания детей, основоположником педагогической мысли Казахстана.

В словаре русского языка просветитель – тот, кто распространяет знания, просвещение. Президент Республики Казахстан в Послании народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» отметил : «…наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане».

Тема моей работы – «Ибрай Алтынсарин. Путь развития образования на территории Аулиекольского района Костанайской области», актуальна по целому ряду причин. Неоценимо значение одного из наиболее ярких представителей педагогической мысли в духовном, культурном и экономическом развитии нашего народа. Осмысление в новой исторической ситуации культурно-педагогического наследия Ибрая Алтынсарина позволяет убедиться в том, насколько актуальны его идеи в период обретения Казахстаном независимости, становления национальной философии культуры и образования. В каждую конкретную историческую эпоху среди важнейших явлений общественной жизни является преемственность поколений. «Все, что сделать не смогли мы, седые старики, вы теперь должны достичь, вы, грядущего ростки»,- говорил Алтынсарин.

Целью исследования моего проекта является – проследить путь развития образования на территории Аулиекольского района Костанайской области, у истоков которого стоял И. Алтынсарин.

Задачи данной работы:

  • изучить исторические условия деятельности Ибрая Алтынсарина во второй половине XIX века.

  • проанализировать историю становления народного образования в Костанайской области во второй половине XIX века;

  • раскрыть вклад в развитие образования И. Алтынсарина на территории Аулиекольского района.

Методы решения поставленной задачи основаны на поисково-исследовательской деятельности, анализе собранной информации, путем обобщения сделаны выводы.

Новизна исследования:

Заключается в сборе, обработке и внесения новой информации, в существующую базу данных школьного краеведческого клуба «Атамекен» (в виде развёрнутой структурированной информации о развитии народного образования)

Результаты данной работы применимы в педагогической практике и студенческой среде, имеют большое гражданско-патриотическое воспитательное значение для обучающихся, открывают перспективы дальнейших исследований по такому важному направлению, как исследование вопроса просветительской деятельности последователей И.Алтынсарина.

Глава 1. Ибрай Алтынсарин – человек в потоке времени.

Жизнь Ибря Алтынсарина многогранна: общественная деятельность неутомимого труженика на ниве просвещения, создателя и организатора первых русско-казахских светских народных школ, специальных отраслевых ремесленных училищ, библиотек, клубов и других культурно-просветительских учреждений; пропагандиста научных знаний; учителя и автора первых учебников на казахском языке, написанных русским алфавитом.

«Этот человек был «киргизином черной кости Кыпчаковского рода Средней Орды» — в современной терминологии жуза», так описывают его современники. [8] Он прожил недолгую жизнь — всего сорок восемь лет. Рано потеряв отца, Алтынсарин, в возрасте пяти лет был зачислен в школу при Приграничной комиссии в Оренбурге, созданную специально для казахских детей. В 1857 году шестнадцатилетний юноша закончил учебу и как первый ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен при Оренбургском областном начальнике В.В. Григорьеве в качестве переводчика.

«Оренбургская казахская школа,- пишет профессор А.Ф. Эфиров,- воспитала у своих питомцев любовь к своему языку, к своему народу, любовь к русскому языку, к русскому народу. Она воспитала значительного человека и выдающегося педагога казахского народа Ибрая Алтынсарина».[7] Школа и в самом деле оказала самое положительное влияние на И.Алтынсарина. Она научила его высоко ценить знания, развила его любознательность, воспитала в нем глубокое уважение к культуре. Вместе с тем, она не оторвала его от родного народа, а, напротив, заставила глубже задуматься над тем, как улучшить положение казахских тружеников, приобщить их к передовой культуре России и народов Средней Азии. Слова А.И.Герцена: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге»- стали повседневной жизненной формулой Ибрая.[7]

Настойчиво овладевая знаниями, Алтынсарин одновременно изучал историю родного народа, которой он всегда интересовался.

После окончания школы Алтынсарин около 3-х лет (1857-1860гг.) работал писарем у своего деда, а затем Оренбургское правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении (Тургай) и назначило учителем русского языка. Воодушевленный просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования, агитировал за выделение средств. Собрав у казахского населения средства, он приступил к строительству школьного помещения. 8 января 1864 гола состоялось торжественное открытие школы. На учебу записалось 16 мальчиков. При школе был создан интернат.

В 1869 году Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя, затем исполнял обязанности уездного судьи. По долгу службы он часто бывал в аулах, участвовал в выборах волостного управителя и аульных старшин.

При выборах он пытался практически повлиять на успех справедливого решения, не давать ходу подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям. Недовольные баи подавали на него жалобы в областное управление, военному губернатору и далее министру внутренних дел, обвиняя его в нарушении правил выборов, предусмотренных Временным положением 1868 года. Они добивались отстранения Алтынсарина от службы в уездном управлении. Например, в 1883г. при выборах управителя Аракарагайской волости Николаевского уезда Алтынсарин добился избрания третьего лица вместо выдвигавшихся двух баев. В одной из жалоб на Алтынсарина его называют «социалистом», и по этому делу было проведено расследование.

В письме от 14 апреля 1864 г. он писал: «По долгу службы я имею частные столкновения с киргизами, из числа коих есть здесь родные мои. Знаю о них очень много и очень многих от души ненавижу. В тайной немилости моей находятся должностные лица в Орде. Они бесчеловечно, бессовестно грабят и обирают киргиз – бедных, беззащитных…». [11] Алтынсарин зачастую выступал против политики царизма. Об этом свидетельствует его выступление в 1880 году на страницах газеты «Оренбургский листок».[10]

В 1879 г. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. Административным центром Тургайская область в то время охватывала всю территорию нынешней Костанайской, большую часть Актюбинской и часть Оренбургской областей.

«Школы – это главные пружины образования казахов,- писал Ибрай Алтынсарин еще в 1871 году,-… на них и в особенности на них надежда, в них же будущность казахского народа».[2]

Чтобы претворить в жизнь свои намерения, Алтынсарину пришлось преодолеть огромные трудности, так как создавать школы ему пришлось, по его выражению, на «гладком месте». Но его поддерживали, помимо сознания в правильности избранного пути, вера в способности казахского народа, жадно тянувшегося к знанию, и та отзывчивость, которую он встретил со стороны народа.

По инициативе Алтынсарина и непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. Вступив в должность инспектора школ Тургайской области, Алтынсарин открыл по одному двухклассному русско-киргизскому училищу в Иргиском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах и укомплектовал эти училища учениками и учителями. [12] Алтынсарин особое значение придавал оборудованию этих училищ. Много внимания он уделял созданию библиотек при каждой школе. «При училищах Тургайской области,- писал он,- я намеревался учредить библиотеки учительские и ученические, на что я и собрал уже 600 руб. Цель этих библиотек заключается не только в том, чтобы книгами из них пользовались одни учащиеся и учителя; но чтобы и окончившие курс (ученики), грамотные вообще люди, имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги и руководства к дальнейшему их самообразованию».[9] Алтынсарин потратил много сил и энергии на открытие ремесленных и сельско -хозяйственных училищ, придавал исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития Казахстана.

Много труда вложил Алтынсарин в начало организации женского образования в Казахстане, при его поддержке открылась такая школа в Иргизе. Позднее женские училища с интернатом открылась в Тургае в 1891 . в Кустанае – в 1893г. в Актобе- в 1896 г. В целом, Алтынсарину удалось открыть четыре двуклассных центральных «русско – киргизских» училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных училищ, два училища для русских детей.

Работа Алтынсарина в школе была оценена. Начальник Оренбургского укрепления, переименованного в последствии в город Тургай, 22 января 1864 году сообщал оренбургскому и самарскому генерал-губернатору, что «открытия школы ордынцами встречено с непритворной радостью и благодарностью». Об учителе этой школы Ибрае Алтынсарине: «Училище по заботливости и примерному усердию смотрителя зауряд-хорунжего Алтынсарина содержится весьма хорошо и чисто… Быстрые успехи киргизских воспитанников, в самое короткое время, подают верную надежду, что столь благодатное Тургайское заведение в короткое время принесет желаемые плоды и оправдает себя». [13] Сам Алтынсарин писал 16 марта 1864 года : «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей; и, к крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких- нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски… Словом, надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое-что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками».[3]

Так же, как и Шокан Уалиханов, Ибрай Алтынсарин был последовательным сторонником идей просвещения. И это было далеко не случайно. Получив по преимуществу русское образование, он, конечно, не мог не заметить той колоссальной разницы и тех несомненных преимуществ, которое имеет светское знание перед религиозным, особенно перед ее мусульманским проявлением. Но главное не в этом. Блестящее знание русского языка и литературы, того значения, которое играло просветительство в общественной жизни России и других развитых стран Европы, укрепило его интерес к этому передовому, для своего времени, идейно-политическому течению. Вся его практическая деятельность, направленная на организацию народного образования в Казахской степи, неопровержимо свидетельствует о том, что он блестяще усвоил основополагающие идеи просвещения и настойчиво стремился внедрить их в жизнь. При этом он исходил из того, что под просвещение следует понимать такие знания, которые всецело основаны на науке. Только они способны служить делу исторического прогресса. Но их нельзя получить иначе, как проучившись положенное время в светской школе. Они должны были противостоять религиозному «образованию» и религиозной вере. Вот почему просветитель настойчиво призывает молодое поколение учиться не в религиозных мектебах и медресе, а именно в школах. Светское образование, согласно его глубоким убеждениям, дороже всякого богатства. Невежество и отсутствие знаний делают человека беспомощным перед судьбой, считал он. [4] И только тот, кто без устали стремится овладеть наукой и знаниями, может быть спокоен за свою жизнь. Он однозначно считал, что просвещение лежит в основе прогресса всех сторон общественной жизни. Именно знание позволяет просвещенным народам создавать жизненные блага, строить процветающее общество. Простыми и понятными для людей, и особенно для детей, стихами И.Алтынсарин пытался довести до их сознания идею необходимости образования, приобретения истинных знаний путем обучения в светских школах, дающих полезные для жизни уроки, а не забивающих головы учеников школу не нужной схоластической ерундой. Что же касается невежества и так называемого религиозного образования, то они не могут дать нечего, кроме застоя, средневековой отсталости и даже попятного движения.

Алтынсарин последние годы жил в уездном городе Николаевске (Костанай). На берегу небольшого озера Алтынсарин на свои личные средства построил одноэтажный деревянный дом с усадьбой, где скромно прожил до дня своей смерти в 1889 году.[5]

Но сделанное им за эти короткие годы навсегда увековечило его имя. В его творчестве отразился дух времени, события из истории казахской общественной жизни, оставившие неизгладимый след в памяти потомков. Практически именно в его время завершился процесс присоединения Казахстана к России, который внес бесконечное множество изменений в жизнь казахского народа. Естественно, они не могли получить однозначной оценки среди представителей различных слоев общества как в Казахстане, так и в самой России. В многоголосии споров о том в каком направлении следует двигаться казахскому обществу в сложившейся далеко не простой исторической ситуации, просветитель занял свою особую идейно- политическую позицию, которой он старался последовательно придерживаться в своей многогранной практической деятельности.

Глава 2. Истоки и становление народного образования

на территории Костанайской области

Школы, созданные Алтынсариным, после его смерти продолжали существовать, но к сожалению развитие получить не смогли. Новая страница в истории школ Ибрая Алтынсарина открылась после победы Октября: они были преобразованы в советские трудовые школы.

В самом центре города Костаная находится одна из старейших школ Казахстана, рожденная в степи ценой огромных усилий удивительного человека, патриота своей земли — Ибрая Алтынсарина. В свое время школа сыграла значительную роль в развитии народного образования в республике и области. После присоединения Казахстана к России возникла потребность в квалифицированных чиновниках-казахах для управленческого аппарата казахских степей. Поэтому для детей казахской знати стали открываться школы. Один из первых проектов русско-казахской школы был представлен известным педагогом – востоковедом Григорьевым В.В. и осуществлен в г. Троицке открытием первой школы в 1861 году. Таким образом, был сделан первый шаг по созданию в Казахстане русско-казахской начальной школы. Всего было открыто 4 школы, но проект Григорьева просуществовал недолго. Не получив материальной поддержки от администрации и не имея учительского персонала, школы терпели бедное существование и, наконец, закрывались. Такая же участь ожидала и Троицкую русско-казахскую школу. Дальнейшая судьба школы была решена Ибраем Алтынсариным. Будучи уже инспектором народных школ Тургайской области И. Алтынсарин в первую очередь разрабатывает новую систему образования для казахских детей и решает вопрос о переводе Троицкой школы в город Кустанай. В 1879 году, когда стоял вопрос об образовании областного центра города Кустаная, одновременно было решен вопрос о постройке каменного здания под школу. Строительство школы было начато в 1882 году, а в 1884 году Троицкая русско-казахская школа была переведена в Кустанай и стала называться «Кустанайское двухклассное русско-казахское училище».[14]

Таким образом, И. Алтынсарин дал второе рождение этой школе, вложив в неё всё лучшее и прогрессивное, и отдав все свои силы и знания. В 1896 году «Тургайская газета» писала: «Вместе с переходом Троицко-Кустанайской школы в новое, теплое, просторное и светлое помещение, в ней замечается и новая лучшая постановка учебно-воспитательного дела, хотя последнее объясняется тем, что школа эта находится под постоянным присмотром и руководством со стороны инспектора школ, имеющего свое пребывание в Кустанае». [6]

Слава об училище широкой волной пошла по необъятной степи. В первый год здесь обучалось 35 детей, через год уже 55, потому как с 1885 года в состав учеников школы кроме казахских мальчиков стали входить и дети русских поселенцев Кустаная. На содержание училища ежегодно отпускалось 3581 рубля 40 копеек из государственного казначейства, и 850 рублей из общественных сумм. Здание школы было построено из добротного красного жженого кирпича. Состояло из трех классных комнат, двух спален, столовой, «людской», больничной комнаты, мастерской. При школе имелись две квартиры для учителей, баня, каретник, погреб, сад. В закладке сада принимал участие сам Ибрай Алтынсарин.

Впервые при школе Ибрай Алтынсарин открыл библиотеку, больницу, лично рекомендовал учебную литературу. Учебные планы и программы, разработанные им, были несравненно шире и глубже учебных планов обычных начальных школ. Для работы в школе Алтынсарин пригласил молодых учителей, окончивших Казанскую учительскую семинарию. Среди них: А. Килячков, Ф. Соколов. В день открытия школы Ибрай Алтынсарин сам дал первый урок. Заведующий школой Ф.Д. Соколов писал в письмах: «К народным учителям он относился строго, требуя аккуратного отношения к делу, строго преследовал неисполнительных. Как сам горячо любил учительское дело, то же желал видеть и в учителях своей инспекции. Умел он своими беседами сердечными возбудить в учителях рвение к учебному делу. В глазах общества поставил нас высоко, заставил относиться к учителям с должным уважением, гордясь ими перед всеми, как честными и полезными тружениками». [6]

Затем были открыты две волостные школы, а в 1890 году – первое женское училище.

В документах за 1891 год читаем:

«В отчетном году всякого рода школ в области было -25, на 8 школ больше чем в 1890 году.

Из них было: мужских-15, женских — 4 и смешанных — 6.

В том числе двухклассных — 4, одноклассных — 21.

Учащихся в означенных школах обоего пола было 1287, более чем в 1890 году на 587 человек».

Распределение существовавших в отчетном году школ между городами и уездами и учащихся в них по полу и национальностям, равно происшедшее их увеличение в том же году, видны из нижеследующей ведомости:

Места нахождения школ

Подразделение школ по национальностям

Число школ

Число учащихся

русских

киргиз

муж.

жен.

муж.

жен.

В городах и оседлых поселениях

русских

русско-киргизских

киргизских

10

7

1

535

91

235

10

181

11

21

В уездах

русских

русско-киргизских

киргизских

2

4

38

47

99

Итого:

24

664

245

327

32

Существовавшие в отчетном году количественные отношения: а) числа школ к общей массе областного населения; б) числа обучавшихся детей русского происхождения к численности оседлого населения и к таковой же численности детей школьного возраста в оседлом населении, полагая 12 детей на 100 душ населения обоего пола; в) числа обучавшихся киргизских детей к численности киргизского кочевого населения и к таковой же численности детей школьного возраста в кочевом населении, приводятся в следующей таблице:

В Тургайском уезде

В Николаевском уезде

В области

а) На 1000 душ обоего пола общего областного населения приходилось всякого рода школ

0,05

0,09

0,06

б) На 1000 душ обоего пола общей массы оседлого населения приходилось обучавшихся детей русского происхождения

32,2

29,8

32,4

в) На каждого малолетнего школьного возраста оседлого населения приходилось обучавшихся русских детей

0,30

0,24

0,27

г) На каждого малолетнего школьного возраста оседлого населения приходилось обучавшихся киргизских детей

1,09

1,34

1,08

д) На каждого малолетнего школьного возраста кочевого населения приходилось обучавшихся киргизских детей

0,009

0,011

0,009

Вообще же на 1000 душ населения области, приходилось учащихся 3,4, а на каждого малолетнего школьного возраста — 0,028.

В отчетном году киргизских стипендиатов воспитывалось:

В Санкт-Петербургском университете-1, в Оренбургской мужской гимназии -12, в Троицкой мужской гимназии-6, в Оренбургской киргизской учительской школе и в начальном при ней училище-18, в Красноуфимском промышленном училище — 10. Итого: 47 человек.[17]

Сверх того, в Троицкой мужской гимназии приходящих было 2 человека .Число обучающихся в этих заведениях с прошлого 1890 года оставалось без изменения.

На содержание учебной части в Тургайской области в отчетном году поступило: из Государственного казначейства — 8936 рубля., из общественных киргизских сумм — 31968 рублей, из городских сумм — 8747 рубля. Всего: 49651 рубль. Таким образом, в среднем годовая стоимость каждого ученика в области обходилась в 38 рублей.

Гораздо дороже обходилось обучение киргизских детей потому, что при киргизских мужских и женских школах, как равно при русско-киргизских двухклассных училищах, существовали пансионы. Содержание киргизского мальчика-пансионера обходилось 100 рублей и девочки-пансионерки — 105 рублей в год.

В 1886 году в области существовало только шесть школ с 222 учащимися, а в 1891 году, как сказано выше, — 25 школ с 1287 учащимися, так что, в пятилетие с 1887 и 1891 год включительно, число школ в Тургайской области увеличилось в 4,1 раза, а учащихся -в 5,7 раз. Не смотря на столь замечательно быстрый рост учебного дела в Тургайской области, оно далеко еще не удовлетворяло потребностей населения.

Свежую струю в общественную и культурную жизнь Кустаная влили политические ссыльные, которых в канун революции в городе и его окрестностях было свыше двухсот человек. Росту учительских кадров способствовало и то, что при русско-казахском училище с 1896 года образованы двухлетние педагогические курсы с интернатом. Директор народных училищ области писал, что курсы представляют собой учительскую школу «упрощенного типа» и будут «обеспечивать интересы главным образом не города Кустаная, а переселенческого и киргизского населения всей области, подготовляя учителей начальных училищ и аульных школ». Через несколько лет, в 1911 году, в годовом отчете Оренбургские чиновники писали, что учителя-выпускники курсов «обнаруживают достаточное знакомство со школьным делом, легко ориентируются в учебных задачах» и зарекомендовали себя с весьма хорошей стороны. [18]

В 1898 году при училище начались занятия на сельскохозяйственном техническом отделении, состоящем из трех классов и имевшем целью распространение сельскохозяйственных знаний среди учащейся молодежи. При отделении находились ферма и мастерская для обучения столярно-слесарному ремеслу. Введено было также преподование популярной медицины с целью подготовки учеников к оспопрививанию; окончившим курс обучения выдавались аптечки для оказания первой помощи.

Многие из казахских юношей-выпускников училища отправлялись в аулы, становились учителями, пропагандистами и носителями русской и национальной культур, распространителями русской грамотности. Это о них в свое время говорил И.Алтынсарин : «Молодое поколение киргизов будет смотреть на язык и русскую грамоту, как на единственный язык культуры и знаний…» [11]

Наряду с развитием начального образования, по настойчивому ходатайству общественности в 1909 году четырехклассная женская промгимназия была преобразована в полную семиклассную гимназию, дававшую среднее образование. Для нее и на частные пожертвования было построено новое здание.

Длительные и упорные хлопоты властей и жителей привели к открытию в Кустанае 1 сентября 1910 года мужского реального училища.

Обучались в средних учебных заведениях Кустаная в основном дети состоятельных жителей, ибо ежегодная плата за обучение была весьма высокой. В 1914 году в реальном училище, например ,из 166 учеников было: детей потомственных дворян и чиновников — 20, духовного звания-7, купцов и почетных граждан — 3, мещан — 71, крестьян-53, казаков-7, казахов-5. В женской гимназии в том же году обучалось 268 учениц: дочерей дворян и чиновников-45, духовного звания-9, мещан-169, крестьян-41, казачек-4.

Советское образование казахских детей находилось в зачаточном состоянии. Возможностью приобщиться к источнику знаний располагала главным образом верхушка казахского общества. Путь к образованию детям трудящихся намеренно преграждался. Всем поступающим в среднюю школу,например,предъявлялось требование знать русский язык,что фактически закрывало доступ в нее детям трудовых слоев казахского населения.

В 1911 году в Кустанае функционировали реальное мужское училище, Александринская женская гимназия, городское четырехклассное училище, педагогические курсы, двухклассное русско-казахское училище, пять одоклассных училищ, четыре училища и более 10 школ начального образоваия. Всего в 27 учебных заведениях города обучалось 2370 учащихся.

Областная администрация принимала меры к насаждению в киргизском населении разных ремесел: сапожного, портняжного, столярного и слесарного. Для этого в начале восьмидесятых годов прошлого столетия в городе Тургае было открыто ремесленное училище для киргизских мальчиков, куда они принимаются на полный пансион. В 1892 эту школу окончил А.Т. Джангильдин — первый председатель первого (тогда Тургайского) облисполкома Совета киргизских (казахских)крестьянских и солдатских депутатов.[1]

В отчёте за 1900 год показано, что окончивших курс по столярно-токарному — 1,по кузнечно-слесарному — 1 и портняжному — 3 ученика, а всего 5 ремеслинников. Из слесарного отделения, за несколько последних лет, это первый выпуск.

Далее читаем: «На содержание училища поступает сбор с киргиз по 15 копеек с каждой кибитки, что составляет 2612 рубля 25 копеек в год и кроме того Министерство Народного Просвещения отпускает не меньше этой суммы. Следовательно, каждый окончивший курс ремесленник обходится киргизам и правительству с лишним 1000 рублей, при этом познания этих ремесленников не выходят за пределы потребностей киргизского обихода. В 1900 году киргизы Кустанайского уезда изъявили желание устроить сельскохозяйственную школу с ремесленным отделением, на что с этого года собирается капитал посредством обложения казахской кибитки 10-тью копейками в год. К 1915 году размер этого капитала достиг 32198 рубля. Министерство Народного Просвещения признало желательным учредить в городе Кустанае эту школу с преподаванием столярно-плотничного и кузнечно-слесарного ремесел и с устройством при ней для сельскохозяйственных целей учебной фирмы, на участке земли в 500 десятин, отведенным для сего киргизами…» [17]

Глава 3. Истоки и становление народного образования

на территории Аулиекольского района

По инициативе И. Алтынсарина в с. Семиозёрном (ныне Аулиеколь) 27 сентября 1891 году открыта русско-казахское двухклассное училище (шестилетка). Эта школа значится в отчете за 1891 год. В начале в ней обучались только казахи, а с 1892 года стали учиться и русские. Эта школа была построена вместе с интернатом в 1891 году и сгорела в 1921 году (тогда  в ней размещался детский дом). Новое здание было построено на том же месте, то есть на северо-западном берегу Учительского озера в 1929 году. Это здание школы строилось в течение одного лета/

По данным соратника Ибрая Алтынсарина А.В. Васильева в ней обучалось 25 казахских и 5 русских мальчиков. О помещении школы сказано: «собственное, деревянное, вполне удобное». На содержание в год выделялось 1650 рублей «из киргизских собственных средств». Заведующим школой с 1891 года был Гречкин, окончивший Оренбургский учительский институт. Помощник учителя Кушкумбаев (с 1892 г.), он же преподаватель магометанского вероучения, окончил Орскую учительскую школу. [17]

В последующем такие же школы стали открываться во многих аулах Аманкарагайской волости (куда входило с. Семиозёрное).

В ауле №3 с 10 марта 1894 года стала работать Ханымжольская школа, первым учителем которой был выпускник Кустанайского двухклассного училища Тлеулин.

Атанажская школа в ауле №1 открылась 10 декабря 1895 года. Первым её учителем был выпускник Казанской учительской семинарии Панков.

Байтулинская школа в ауле №7 стала действовать также с 10 декабря 1895 года.

Кок-Тамыская аульная школа открылась 14 декабря 1895 года. Надо отметить, что по числу аульных школ Аманкарагайская волость , благодаря деятельности И. Алтынсарина, была в числе лучших. [20]

К 1 января 1894 года в области уже было 40 русских и русско-казахских школ, в том числе одно ремесленное училище, два вечерних класса для взрослых, 19 аульных и четыре женских школ, как писал соратник Ибрая Алтынсарина А.В. Васильев. Население относится к аульным школам сочувственно и требует открытия новых. Такие школы зажигают первый свет знаний в самых разнообразных и укромных уголках степи, где немыслима никакая другая школа.

О росте грамотности населения посёлка Семиозёрного свидетельствуют следующие архивные документы:

Название посёлка

Грамотных (умеющих читать и писать)

Дворов, имеющих грамотных

Лиц

Мужского пола

Женского пола

И того лиц обоего пола

Семиозёрный

103

158

37

195

Всего по Семиозёрной волости

106

162

37

199

Наиболее трудными для развития народного образования стали 20-е годы XX века. В документах читаем: «Дело школьного просвещения в Семиозерном районе пока находится в застое. Нет надежды открыть хотя бы одну школу для детей по Семиозерной, Лаврентьевской волостям за неимением пайка для удовлетворения учителей и учащихся. И только в одной Павловской волости (по всем школам) занятия предполагаются, так как жители этой волости принимают учителей за свое иждивение.

В приютах Семиозерного района на почве голодания дети сильно болеют, пухнут. Было даже несколько случаев смертности. Косвенной причиной в таком состоянии можно отчасти винить и некоторых заведующих, манкирующих своими обязанностями и рьяно поклоняющимися Амуру… Количество же детей, принимаемых в приют, все увеличивается, не принимать невозможно. Как не принять умирающего от голода ребенка? Пока дети удовлетворены (по возможности), удовлетворять же дальше будет очень трудно, так как хлебный налог выполняется очень медленно, да и эти немногие пуды приходится делить между всеми.

Еще так недавно тянулись сотни полных обозов с запасом всякого инвентаря и скота-обозы переселенцев, покинувших свои насиженные гнезда и ехавших поискать счастья в «Благой Аркадии» — в далекой стране Атбасара. Теперь же… теперь мы видим только жалкие остатки этих переселенцев, идущих по грязи в распутницу обратно…И идут эти несчатные, надеясь пропитаться паданием, схоронив на дороге многих, умерших от болезней и голода…

Итак, товарищи, желающие переселиться ни весть куда, прежде чем сделать это, прочтите эти справедливые строки и призадумайтесь над участью своих несчастных земляков!…» [20] далее приводятся стихи школьного учителя Сундеева «На борьбу»:

Солнце закатилось, зарыдало небо,

Где–то за горою рокот пронесся…

Мысль взвилась свободной, пущенной стрелою…

«На борьбу», «За волю». Клич отозвался…

В рубище, в лохмотьях, ранами покрыто

С знаменем кровавым, пламенем в очах,

Смелые душою, рабством не забиты-

Все идут с косою, молотом в руках…

Разрывают дебри, роры разрушают,

Грозам и стихии, небу вызов шлют…

А забытых жизнью песней ободряют

И горя отмщением, на борьбу идут…

Не несем страданью мы оков тяжелых,

Всем лишенным доли, рабства не несем.

В братскую семью примем угнетенных

Их ободрим песней и опять пойдем…

Этот документ свидетельствует, что даже в такую тяжёлую пору учителя не бездействовали и старались поднять моральных дух населения.

Из отчета о работе Семиозерного волостного комитета ВКП(б) от 25 мая 1926 г. о культурно-просветительных учреждениях Семиозерной волости читаем: «Школ в волости 9, учеников-742, ликвидационных пунктов — 2, в них учащихся – 80, изб-читален-8, уголков-3. Работа последних: выписывается газет местных-12, центральных-30, журналов-1, участвует крестьян — 9 человека. Имеются агропромпункт, больница и ветфельдшерский пункт. Выпускается стенгазет — 4, громкое чтение в 3-х избах и 2-х уголках. В последних работа идет активно, в остальных слабо» [19]

Впервые русская семилетняя школа в нашем селе появилась уже в советское время на базе пятого класса, который был открыт при Семиозерной начальной школе в 1927 году. Первым директором этой школы был уже пожилой учитель, прибывший с село с Украины, Мосенко Роман Иович. Первый выпуск учащихся, окончивших семилетку, был в 1930 году. Директором школы был тогда В.Тюрин. Позднее семилетняя школа была преобразована в среднюю. [17]

Народное образование в период коллективизации народного хозяйства переживавшее кризис, выглядело таким образом: «Школьная сеть 1931/32 гг.: школ 1 ступени 104,из них казакских — 51. ШКМ-5,из них казакских-3, учителей: школ 1 ступени 122,из них казаков-53. ШКМ: учителей -18, из них казаков -9. Контингент учащихся школьного возраста -3477, переростков- 3958, итого- 7435. Обучается в нормальной школе -3136, ШКМ- 442,переростков-2948, итого-6526. Неграмотного взрослого населения от 16 до 50 лет по району 8540, из неохваченных ликпунктами-3350. Открыто детплощадок 60 с охватом 3000 детей.

Изб-читален по району-15, клубов-4, радиоузлов -2, кино-1. Финансирование народного образования в 1931 году выражалось в 257800 рублей, из которых израсходовано 248296 рублей, или 96%. Неиспользованные средства главным образом относятся по линии политпросвета, клубов, изб-читален, библиотек т.д. [17]

В 1938 году открылась казахская семилетняя школа. Для нее было построено здание. В 1945 году это здание сгорело дотла. С 1946 года казахская средняя школа была размещена в новом здании, которое было построено в 1940 году. [20] В настоящее время в ней размещена Аулиекольская начальная школа с государственным языком обучения. В текущем учебном году основное и среднее звено отделилось из этой школы и коллектив учителей и учащихся перешли в новую отстроенную школу, которое называется Аулиекольская средняя школа имени Шокана Уалиханова.

В декабре 1967 года в селе Семиозерном сдано в эксплуатацию новое типовое здание средней школы. 11 января 1968 года за парты новой школы сели ученики Семиозерной восьмилетней школы и ученики 9-10 классов Семиозерной средней школы имени Султана Баймагамбетова. Новой школе был присвоен статус «Семиозерная средняя школа № 1 имени Султана Баймагамбетова». Первый директор школы — Соболев Юрий Леонтьевич. В 1997 году Семиозерная средняя школа имени Султана Баймагамбетова была переименована в Аулиекольскую среднюю школу имени Султана Баймагамбетова. Решением акима Аулиекольского района № 123 от 31 августа 2004 года школе был присвоен статус школы-гимназии, открыт первый гимназический класс. [20]

Великое дело по развитию народного образования и обучения детей рабочим профессиям, начатое Ибраем Алтынсариным, не прекращалось и в последующие времена. Документы говорят, следующее: «Подготовка рабочих кадров: Семиозёрное училище механизации сельского хозяйства №44 – 435 учащихся, Аманкарагайское строительное училище №34 – 317 учащихся» (данные за 1959 год). [20]

Ибрай Алтынсарин, оставивший, значительный след в развитии села, в частности в развитии образования, навсегда в останется в благодарной памяти населения. Об этом свидетельствует прекрасный музей школы им. И. Съянова, которая стоит на месте той школы, которая была открыта в далёком 1891 году, по инициативе И. Алтынсарина. Сохранено и старое здание алтынсаринской школы, которое на сегодняшний день нуждается в капитальном ремонте. В этой школе в 20-е годы XX века преподавал Ахмет Байтурсынов. [20]

Тот факт, что сегодня в райцентре имеется три средние школы, одна вечерняя, интернат, коррекционная школа, приют для детей-сирот, два детских сада, говорит о том, что дело великого просветителя земли казахской И. Алтынсарина пережило века и будет жить вечно.

Заключение

На современном этапе развития нашей страны как суверенного государства, сохранение духовных ценностей, культурного наследия нации – приоритетная задача. Исторический путь народного образования нашего края тесно связан с уникальной личностью Ибрая Алтынсарина.

Следуя принципам историзма, нельзя рассматривать жизнь и деятельность Ибрая Алтынсарина в отрыве от его времени. Многосторонняя деятельность Ибрая  Алтынсарина способствовала экономическому, культурному и духовному развитию казахского народа. Просвещение мыслилось им как составная часть прогресса, без которого было бы невозможно развитие всей нации.

Исследование данной работы позволяет сделать следующие выводы:

  • Память о человеке оставившем, значительный след в развитии села, в частности в становление и развитие образования, говорит прекрасный музей школы им. И. Съянова, которая стоит на месте той школы, которая была открыта в далёком 1891 году, по инициативе Ибрая Алтынсарина;

  • Великое дело по развитию народного образования и обучения детей рабочим профессиям, начатое Ибраем Алтынсариным, согласно архивным документам, не прекращалось в последующие времена и продолжается в настоящее время;

  • О росте грамотности населения посёлка Семиозёрного свидетельствуют архивные документы. Документы говорят, следующее: «Подготовка рабочих кадров: Семиозёрное училище механизации сельского хозяйства №44 – 435 учащихся, Аманкарагайское строительное училище №34 – 317 учащихся» (данные за 1959 год)

  • Тот факт, что сегодня в районном центре имеются три средние школы, одна начальная, сельскохозяйственный колледж, интернат, приют для детей-сирот, коррекционный центр, два детских сада, говорит о том, что дело Ибрая Алтынсарина пережило века и будет жить вечно.

Обращаясь в очередной раз к изучению педагогического наследия Ибрая Алтынсарина невольно приходят на ум слова: «…чтобы прошлое было не столь горестным, надо его делать сегодня, трудиться, работать, созидать и, конечно же, помнить кому мы обязаны фактом своего существования».

Результаты данной работы (архивные документы) пополнили фонд школьного краеведческого клуба «Атамекен», применимы в педагогической практике имеют большое гражданско-патриотическое воспитательное значение для обучающихся, открывают перспективы дальнейших исследований по такому важному направлению, как исследование вопроса просветительской деятельности последователей Ибрая Алтынсарина.

Литература

  1. Алиби Джангильдин. Документы и материалы. Алма-Ата, 1961 г. — с. 6.

  2. Алтынсарин И. «Избранные произведения». Алма-Ата, 1972 г. – с. 8-25.

  3. Алтынсарин И. Собрание сочинений… Т. II., с. 104–105.

  4. «Антология казахской поэзии». Москва, 1958 г.- с – 38.

  5. Асфендиаров С. «История Казахстана». Алматы 1998 г., — с. 211-214.

  6. Бейсембиев К. Из истории общественной мысли Казахстана второй половины XIX века (Ч. Валиханов, И. Алтынсарин). Алма-Ата, 1957 г. — с. 127–128.

  7. Джумагулов К. «Ибрай Алтынсарин» Ташкент 1975 г., — с. 44.

  8. И. Алтансарин. Избранные произведения., Алма-Ата. 1974 г., с.281

  9. Ильминский Н. Воспоминания об И. А. Алтынсарине. Казань, 1891 г, — с. 3.

  10. «История Казахстана». Т.2,. А. 1998 г., с. 234-235.

  11. «История Казахстана». Т.3,. А. 2002 г., с. 136-137

  12. «История Казахской ССР». Т.2,. Алма-Ата 1979 г., с. 221-228

  13. «История Казахстана. Очерк». Алматы 1993 г., с.43-46.

  14. Казахская ССР. Краткая энциклопедия. Алма-Ата, 1989 г., Т. 3. — с. 224.

  15. Кляшторный Г.С., Султанов Т.И. «Казахстан: летопись трех тысячелетий». Алма-Ата 1992 г., с. 63-72.

  16. Костанайская область. Энциклопедия. Алматы, 2006 г., с.123.

  17. Очерки Семиозёрья, 1966 г.

  18. Терновой И.К. Исторический путь становления Костанайской области // печатный двор. 2006. №7.

  19. Черныш П.М., Филиппов Ф.И., Досмагамбетов С.К. Слово о Родине. Костанай, 2005 г., с. 113.

  20. Материалы Костанайского областного и Аулиекольского районного архивов.