Наследие Ибрая

Арменкова В.С.

Открыл потомкам знаний горизонты, науки пламя вечное зажёг!

Сквозь тернии преград к великой цели шёл ты,

Прекрасен всех трудов твоих итог…

Великий просветитель, мир светом мысли озаривший!

Звон колокола навсегда изменит прежней жизни полотно!

Учитель, счастье просвещения народу, подаривший,

Ибрай, о как же велико наследие твоё!

Посвятил жизнь своему народу.

В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Ибрая Алтынсарина — великого просветителя, общественного деятеля, учёного — этнографа, первого казахского учителя, который зажёг для своего народа негасимый свет, озаряющий путь к бескрайним горизонтам знаний. Его деятельность в сфере народного образования сыграла огромную роль в становлении Казахстана как светского государства. Со строительством первой школы, открытой Ибраем Алтынсариным, жизнь в степном крае потечёт по новому руслу, и казахский народ, находящийся под двойным гнётом царизма и феодализма, начнёт избавляться от этих пут пережитков прошлого, препятствующих прогрессивному развитию страны, а ведь именно это и было главной целью его жизни. Ибрай Алтынсарин прожил всего 48 лет, но этот человек успел сделать для потомков столько, что по праву считается национальным героем, который заслуживает глубочайшего почтения и уважения. Он вкладывал душу, отдавал все силы, занимаясь общественно — просветительской деятельностью — делом всей своей жизни. За годы учёбы Алтынсарин знакомится с русскими учёными — ориенталистами, сосланными в Оренбург — Н. И. Ильминским, В. В. Григорьевым, И. И. Евфимовским — Мировицким, В. В. Катаринским, А.В. Васильевым, И. Я. Яковлевым. Они были его старшими наставниками, друзьями и единственными, кто оказывал ему поддержку в строительстве и оснащении школ. Николай Иванович Ильминский, с которым у Алтынсарина установилась постоянная деловая переписка и дружеская связь, всегда давал Алтынсарину ценные советы, помогал в разрешении трудных вопросов организации школ, подготовки учителей, издания своих учебных руководств, словарей и других пособий, а также во введении нового казахского алфавита. Об этом говорят и составленные Н.И. Ильминским «Воспоминания об Алтынсарине», содержащие ценный фактический материал о жизни и деятельности Ибрая Алтынсарина. Читая переписку Алтынсарина с друзьями — соратниками, понимаешь — каким он был профессионалом, преданным своему делу до конца, а главное — какими личностными и душевными качествами обладал. Хочу привести отрывок из предисловия Н. И. Ильминского к книге «Воспоминания об Алтынсарине»: «Я был знаком с ним без малого 30 лет, с ноября 1859 г. Я постоянно имел к нему самое искреннее расположение. … Личный характер и нравственные качества Алтынсарина живо рисуются в его письмах, в которых он прямо и сильно выражал свои чувства и своё душевное состояние. В этом отношении особенно интересны его первые ко мне письма 1860-70-х годов, в которых выражаются его порывы к свету образования. …Решился я, в виде приложения к моим воспоминаниям, подлинником напечатать… мне и другим адресованные письма покойного Алтынсарина, в которых выразилась его прекрасная, благородная душа».

В письме от 4 октября 1881года Ибрай Алтынсарин подробно пишет Н. И. Ильминскому о своих планах и проблемах оснащения школ: «Я получил письмо и бумаги Ваши относительно учителей, посланных в нашу область, только очень поздно, в конце сентября. Да я же, впрочем, был во всё прошлое лето неуловим, переезжая из уезда в уезд, из волости в волость, да по таким иногда трущёбам, что самому Азазилю трудно было меня отыскать. Много утешили, успокоили меня своевременным командированием учителей; без Вашего содействия хоть волком вой, Оренбургский округ не нашёл бы подходящих людей. Из этих новых просветителей я видел пока только Спиридонова, а Мазохина и Данилова ещё не видал. Заранее уверен только, что они добрые люди, и сочту своим долгом всегда и во всём поддерживать их. На своих учителей я вообще смотрю, как на братьев, с которыми у нас должно быть общее: и мысли, и желания, и материальные силы. Иначе и не должно быть. На нашу долю теперь выпало самое тяжёлое время, когда всё надо ещё создавать. …. Всего тяжелее, оказывается, создавать школы, не имея никаких готовых материальных сил. Вот и таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и разных общественных, уездных и областных властей. Дело в том, что я крепко задался мыслью учредить, как можно скорее, по одному центральному двухклассному училищу, обставить его прилично и опрятно, так чтобы задуманное воспитание детей не встречало в нём таких препятствий, как грязь, сырость, теснота, угар, голод, холод, недостаток учебников и неграмотные ещё учителя, как это бывает в большинстве народных школ. Личным опытом убедился я, что при дурных хозяйственных условиях школьное дело никогда не принимает хороший, полезный оборот, является апатия ко всему как у учащих, так и у учащихся. Но как ни трудно было добиваемся — таки мы своего. В Тургае и Иргизе школьные здания готовы, в Илецком и Николаевском суммы уже имеются, ждут только весны, чтобы приступить к постройкам, а покуда устроены здесь временные школы. А школьные здания у нас довольно богатые; они каменные и стоят 15 — 30 тысяч каждое; в каждом училище обучаются по 50 учеников киргизских и 20 — 30 русских из детей местных поселян».

Будучиинспектором народных училищ, он считал себя старшим товарищем, другом для учителей и умело вдохновлял их наработу.

«Алтынсарин был не только начальником для учителей, а отцом, самым задушевным, добрым приятелем. Приезду его в школу бывало так рад, как великому празднику; ему можно было говорить всё, все ошибки по школьной практике, даже такие, которые нельзя было заметить при ревизии и на всё это всегда давались от всей его доброй души деятельные советы для руководства в будущем». — Из письма учителя А. А. Мазохина.

А это отрывок из письма Ф.Д. Соколова: «Беседы его с нами, учителями, были весьма сердечны и в высшей степени удивительно действовали на душу, прибавляя энергии к делу, заставляя полюбить всей душой школу и всеми силами отдаться своим обязанностям; вообще побывавши, поговоривши с ним, выходишь, бывало, от него свежим и бодрым человеком. Бывало ждёшь и не дождёшься, когда он вернётся из области, и когда приедет, то не медля ни минут, если не найдётся лошадь, то пешком стремишься к нему на зимовку, и приятно текло время в умных и назидательных его разговорах».

Ознакомившись только с несколькими письмами Ибрая Алтынсарина, мы смогли с Вами заглянуть в прошлое, почувствовать дух той прекрасной, но сложной эпохи, и увидеть глубину души великого просветителя Ибрая Алтынсарина, его открытость, доброту, переживания за свой народ и за народное образование в степи. Письма его проникнуты любовью и теплотой к детям, друзьям и соратникам.

При изучении эпистолярного наследия Ибрая Алтынсарина становится понятно насколько серьёзно он подходил к делу образования — к выбору учителей для своих школ, как болел он душой за своих учеников, отдавая все силы ради осуществления своей прекрасной мечты.

Ибрай Алтынсарин совершил во имя своего народа подвиг в буквальном смысле этого слова. И подвиг его не только в том, что он своими силами, не имея поддержки со стороны правительства, открыл посреди бескрайней степи сеть народных светских школ для казахских детей. Великий просветитель — Ибрай Алтынсарин жил интересами своего горячо любимого народа, забывая про свои собственные. Даже тяжело заболев, он не оставляет дел, постоянно контролируя работу школ, процесс образования детей в родном крае. Он мечтал вывести свою страну на путь прогрессивного развития, на путь процветания и благоденствия. Алтынсарин понимал, что добиться этого возможно посредством обучения детей в массовых общеобразовательных школах. Он готовил поколение людей, таких же как он, в хорошем смысле этого слова, идеалистов, живущих по принципам высокой морали, гуманистов и патриотов, смело встречающих вызов времени. Чтобы открыть школу в наши дни, государство выделяет большие средства, задействуя в этом различные организации. Ибрай Алтынсарин же пропагандирует роль светского образования, разъезжая на перекладных по аулам. Собирая посильную плату с населения, и вкладывая собственные сбережения, в 1864 году Алтынсарин открывает в Тургае первую казахскую народную школу, свою «первую ласточку», как её прозвали в степи. Жизнь Ибрая Алтынсарина — это образец духовной чистоты, высочайшего благородства и морали. Вот так должен жить человек — по законам чести и совести. Народная мудрость гласит: «Люби Родину больше, чем жизнь, сердце отдай людям, душу Господу Богу, а честь оставь себе, чтобы и в конце жизни сказать: «Честь имею!». Ибрай Алтынсарин до конца был предан своему делу и верен своим принципам, действуя в интересах своего народа наперекор царской власти, сквозь тернии препятствий, непонимания и несправедливости шёл вперёд, и достиг своей великой цели. Совершив поистине титанический труд, он открывает 14 учебных заведений — уездные и ремесленные училища, волостные школы, школу для учителей. Благодаря последователям Ибрая Алтынсарина, следующим его заветам, начатое им дело живёт. В нашей стране с каждым годом всё больше учебных заведений, многие из которых, носят имя великого просветителя Ибрая Алтынсарина, а Казахстан — независимое, стремительно развивающееся Государство. Ибрай Алтынсарин посвятил жизнь своему народу, любовь и память о нём навсегда останется в умах и сердцах его потомков.

Алтынсарина с детьми

Ибрай Алтынсарин с учителями и учащимися русско — казахского училища Г. Костанай 1889 год

Исп.:Ведущий научный сотрудник областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина Арменкова Валерия Сергеевна