Этнографические материалы И. Алтынсарина — источник этнического познания «казахов»

Есиргепова В.Ж.,

старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология»

Аркалыкский государственный педагогический институт им. Ы. Алтынсарина Казахстан, г.Аркалык

Есть имена, которым никогда не суждено забвение. К ним относится имя Ыбрая Алтынсарина.

В этом году исполняется 165 лет со дня его рождения. Он стал казахским Данко, поведший за собой народ к свету знаний. Вся его жизнь и деятельность являются ярким примером беззаветного служения народу и отчизне.

Уже с детства Ыбрай Алтынсарин стал задумываться над историческими судьбами своего народа, над его будущим. На ранние размышления Ыбрая повлияли события 30-50 г. 18 века, которые превратили Казахстан в арену ожесточенной политической борьбы, затем Оренбургская специальная школа, которая заставила глубже задуматься над тем, как улучшить положение своего народа, приблизить его к прогрессивной культуре. Все это — предопределило его становление как педагога-просветителя, общественного деятеля, писателя, ученого. Слова А.И.Герцена «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге» стали его повседневной жизненной формулой [2;14]

Своими педагогическими, научно-популярными и художественными произведениями Ыбрай Алтынсарин заложил фундамент демократического направления в казахской художественной литературе. Но будучи не только педагогом, но и учѐным, он занимался глубоким изучением истории своего народа, его быта, традиций и обычаев, обрабатывал и систематизировал свои наблюдения. На основе этих этнографических исследований он написал «Очерки обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства» и «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства».

Эти статьи получили высокую оценку в научных кругах. Оренбургский отдел Русского географического общества, где они впервые были прочитаны и обсуждены, отзывался следующим образом: «Живость, с которой рассказаны все условия и подробности брака в среде киргизских кочевников, верность рассказа, действительность, и, наконец, литературные достоинства языка, по мнению общего собрания, делают статью Ыбрая Алтынсарина ценным приобретением по части этнографии киргизов…»[2;159]

Очерки были опубликованы в периодических изданиях Русского географического общества.

А вот что пишет рецензент В.Плотников после публикации очерков: «Имеет несомненный интерес и по обилию подробностей, характеризующих бытовую особенность киргизской жизни, составляет богатый материал для этнографии этого народа»[2;160]

Ценность данной работы для России того периода заключалась в плане исследования казахской народности, которая на тот исторический момент являлась для них недостаточно изученной. Для истории казахской общественной мысли ценность очерков Алтынсарина была в том, что в них впервые осуждается кабальное положение женщин.

Очерки насквозь пронизаны критическим отношением педагога к патриархально-феодальному быту. Для человека того времени, получившим представление о прогрессивной культуре, было естественным такое отношение.

Но сегодня, читая его очерки, можно увидеть через эти обычаи всю богатую культуру казахского народа, получить представление об этносе.

Обычай является составляющей традиции. Традиция в народном понимании – это установки предков, передаваемые из поколения в поколение и, которые нарушать нельзя.

Традиция (от лат. tradilio – передача; предание) – это наиболее обобщѐнная категория социальных норм. Существуют моральные, правовые, религиозные, языковые, производственно-трудовые социальные нормы. Они отражают определѐнные духовные и нравственные ценности и потребности. Творчески созданная и добровольно воспринятая, традиция приобретает обязательный характер для исполнения членами коллектива. Нарушения социальной нормы влекут за собой определенную санкцию морального или юридического воздействия [6;481]

Традиция – это необходимое условие для сохранения национального самосознания, этнокультуры. Она является наиболее устойчивым в сознании человека, так как сам уклад жизни не позволял ему жить иначе, как в сообществе.

Исходя из этого, можно сме ло сказать о том, что казахи сумели пронести своѐ национальное “Я”, духовное единство сквозь все исторические невзгоды и несчастья. Это отражено и в обрядах.

В них показаны также сложные переплетения родового и патриархально-феодального быта [1;14]. Сватовство служит не только средством породнения, но и является средством общественных отношений. Это исторически сложившееся явление, связанное с междуродовыми усобицами, показывающее высокую дипломатичность казахского народа. Через сватовство с членами других родов и жузов народ приобретает своѐ единство.

Принцип «жетi ата» [7;33]. Это очень важный пункт не только в обычае сватовства, но и в истории в целом, так как он сохраняет не только генетическую чистоту нации, но и обеспечивает этнокультурную, в целом духовную целостность всего казахского народа. Генеалогия для казахов в степи была как компас для моряка в море [7;35].

Принцип “жетi ата” проходит красной нитью через всю культуру казахского народа. И это неспроста. Ведь именно этот принцип является фундаментом казахской культуры. Он позволял народу сохранять себя независимо от наличия или отсутствия государственности. Происхождение из единого генеалогического древа – отсюда сознание единства казахов. Знание семи предков позволяло прослеживать и выводить родственность всех казахов в целом. Он выступал и как орган передачи веры через поколения из прошлого в будущее. Такая вера позволяла жить народу в трудные времена и сохранять ясный разум, чистое сердце, спокойную совесть и на их основе находить выходы из трудных исторических ситуац ий [7;40].

Через сватовство с членами других родов и жузов народ приобретает своѐ единство.

Все материально-духовные стороны жизни казаха, вся жизнь были регламентированы строгим этикетом межродственных связей, опирающихся на принцип «жеті ата» [7;41]. В этот принцип был заложен ещѐ и строгий моральный кодекс жизни казахов, основа традиций, ритуалов, обычаев и табу.

Нарушение этих норм приводило к разным видам наказания, вплоть до самой тяжѐлой – изгнания из родной среды. Это для нормального человека считалось самым страшным и позорным наказанием.

Когда девушка выходила замуж, она вносила в новую семью особенности своего рода, его диалект, тепло родового очага, задушевность своей родовой среды, еѐ традиции, песни, танцы, легенды, особенности искусства рукоделия, приготовления пищи – все специфические отличия той среды, из которой она выходила. И это создавало то единство традиций, единство языка, отсутствие диалектов, которые сегодня существуют на огромных просторах нашего государства.

Духовный мир казахов складывался под воздействием устной поэтической традиции. И в этом есть своя уникальность, которая заключается в том, что поэтический язык никогда не был уделом лишь элиты и степных певцов, он принадлежал и простому народу.

А ведь редко какой народ мира может похвалиться, что его пастухи говорили языком князей [7;28].

Доказательство тому можно увидеть в свадебном обычае: “… собирается… вся молодѐжь… поются песни и здесь производится между девицами и джигитами соревнование стихами (айтысу)” [1;24]; и похоронном: “она, еѐ дочери … и аульные женщины … обратив лицо к решѐткам кибитки, громко поют плачевные песни по умершему … В песнях этих восхваляют самого покойного, его деяния в жизни …” [1;30].

Музыка, песни воспроизводят особенности национального сознания, позволяет каждому казаху ощущать особенность своей культуры, своего собственного “Я” и свою прямую включѐнность в стихию и гармонию родной культуры [7;27]. Она отражает особенность национального стиля мышления.

Язык, в силу его уникальных для казахов функций, столетиями оберегал нацию как культурное целое [7;28].

Обряды пронизаны почитанием предков, в них прослеживаются отголоски геронтократии, привязанность казахов к своей этногенетической территории. Видно, что обычаи на протяжении столетий заменяли отсутствие массовых образовательных учреждений, незаметно выковывали национальное, духовное, культурное единство казахского народа.

Сохранение основных элементов этих обычаев до наших дней говорит о том, что казахский народ как этнокультурная общность сохранился именно благодаря этноколлективной памяти.

Всякое сообщество, имеющее свою душу и сердце, единые социохозяйственные и нравственные критерии, воплощает их в традициях.

Литература:

1. Алтынсарин Ы. Избранные произведения в 3-х томах. 2 том. Алма-Ата.1976

2. Джумагулов К.Т. Ыбрай Алтынсарин и развитие культуры. Алма-Ата.1984 3. Кузембаев А., Абил Е. История Республики Казахстан. Алматы.1999

4. Казахи. Историко-этнографические исследования. Алматы. 1995

5. Ламашев А. Ыбрай Алтынсарин. Алма-Ата. 1991

6. Каз.ССР. краткая энциклопедия.Том 3. Алма-Ата.1989

7. Назарбаев Н. В потоке истории. Алматы. 1999